Развитие речи в раннем возрасте
Иногда за «настоящие» слова мы принимаем детский лепет. Ребенок до года пытается повторить речь взрослого на своем, часто понятном только маме, языке. Уже полугодовалый малыш использует жесты и отдельные звуки, чтобы обозначить свою потребность. Также в этом возрасте ребенок учится соединять гласные и согласные звуки, то если произносить слоги.
Сам процесс развития речи не является планомерным у детей раннего и дошкольного возраста, очень часто можно наблюдать скачки в речевом развитии. Все дети начинают говорить в разное время. К году некоторые дети уже могут произносить до 15 отдельных слов. А по подсчетам детского психолога Ш. Бюллер, к 1,5 годам словарный запас ребенка может достигать 232 слов. В то же время есть здоровые дети, которые в возрасте двух лет не говорят ни слова. Такие «молчуны» могут внезапно начать говорить целыми фразами, догоняя и опережая своих сверстников.
Чтобы разговорить молчуна и стимулировать развитие его речи, нужно озвучивать свои действия, побуждать к диалогу с помощью вопросов, с интересом слушать и пытаться понять ответы малыша. Тогда вы непременно услышите то заветное первое слово.Советы:
· Детям легче всего научиться раздеваться, не же ли одеваться. В возрасте полутора лет дети могут самостоятельно снять шапку. Если ребенку удалось снять шапку – обязательно похвалите его.
В начале этого пути от взрослых потребуется много терпения, ведь ребенок будет одеваться медленно и не всегда правильно. Зачастую легче всего самой одеть малыша, чем наблюдать его неумелые попытки.
Если ребенок не желает одеваться самостоятельно – помогайте ему, наполовину одевая колготки, штанишки, далее предлагайте завершить дело самостоятельно.
Нужно предложить ребенку одеть и снять что-то легкое, так как одежда, с которой ребенку будет тяжело справиться, отобьет весь интерес в новых навыках.
· Никогда не критикуйте и не смейтесь, если малыш оделся не так, как надо.
· Нужно позаботиться о том, чтобы у ребенка были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство самостоятельного одевания. Прежде всего, это куклы с кукольной одеждой.
· Дети в этом возрасте очень любят подражать родителям, поэтому одевайтесь перед ребенком, когда он сам одевается, так же вы можете это перевести в игру «кто быстрее оденется». В это время вы должны объяснять, в каком порядке нужно одеваться.
· Для того, чтобы ребенок быстрее начал понимать как правильно одевать кофту или штаны, покупайте ему одежду с карманами или рисунками спереди.
· Одежда не нравится ребенку. Следить за тем, что нравится ребенку.
Если ребенок пытается что-то надеть сам – боритесь с собственной нетерпеливостью.
"Как приучить ребенка к горшку, — и главные ошибки, которые делают родители"
Шаг 3: Покажите, как пользоваться горшком. Посадите на горшок медвежонка, зайца или куклу. Сюжетно-ролевая игра позволит закрепить паттерн поведения. Если есть пупс, который и правда может писать, если напоить его водой, то это будет еще большим подспорьем.
Еще один важный момент. Есть дети, которые не желают садиться на горшок, а предпочитают сразу садиться на унитаз «как большой». Отлично — эту проблему помогут решить специальное сиденье на унитаз и собственный пример.
Шаг 4: Снимите подгузник. Ребенок, который постоянно ходит в подгузнике, не научится ходить на горшок просто потому, что он не соотносит процессы в своем теле с результатом происходящего. Чтобы установить эту связь, ему нужно увидеть все своими глазами и прочувствовать самому. Именно поэтому стали появляться трусики для приучения к горшку, которые не сразу впитывают всю влагу.
Шаг 5: Предлагайте горшок по «графику». Это не значит, что нужно завести будильник и сажать ребенка на горшок по часам. Нет. Здесь работает простое правило: горшок после сна и перед сном плюс через 15–20 минут после еды, а также перед прогулкой и после прогулки.
Шаг 6: Снимите подгузник окончательно. Когда вы приучаете ребенка к горшку, первое время подгузник стоит надевать только на дневной и ночной сон. Затем его сначала снимают на дневной сон, застилая кровать одноразовыми пеленками, а после, спустя некоторое время (у одних детей на это может уйти неделя, а у других — несколько месяцев), начинают снимать подгузник и на ночной сон тоже. И здесь нужно быть готовым к тому, что мокрые ночи будут случаться, даже если вы будете посреди ночи высаживать ребенка на горшок. Это совершенно нормально.
Период приучения к горшку довольно стрессовый и для ребенка, и для родителей. Одно слово порой способно испортить все, что было достигнуто за несколько недель.
Чего делать нельзя:
- Быть в состоянии стресса. Дети очень чувствительны к настроению взрослого, и если мама с папой постоянно нервничают из-за мокрых штанишек, то и ребенок будет переживать и у него всё будет получаться значительно хуже;
- Спешить. Вы должны двигаться в темпе ребенка, а не подгонять его, стремясь успеть к какой-то конкретной дате или просто чтобы похвастаться, что вы приучили ребенка к горшку всего за пять дней;
- Стыдить. Задача родителей — поддержать ребенка в его самостоятельности. Наказывать, ругать и стыдить — значит унижать ребенка. Он уже описался и не может ничего с этим поделать, ему и так грустно и плохо от этого;
- Снова надевать подгузник. В процессе освоения горшка нередко случается регресс. Обычно он длится не больше 5–7 дней, хотя, конечно, бывают и исключения. Но и на этот срок лучше не возвращаться к использованию подгузников. Это лишь еще больше откатит ребенка назад;
- Брезговать. Да, история с горшком не самая благоухающая. Однако на протяжении двух лет вы мыли попу ребенку, меняли подгузники, и сейчас ничего не изменилось. Демонстрируя свою брезгливость по отношению к мокрым и грязным штанам, вы не поддерживаете ребенка. Он еще не в состоянии разделять ваше отношение к результату своих действий. Ему нужна поддержка и абсолютное принятие.
Приучение к горшку — это довольно сложный, но увлекательный квест, который предстоит пройти каждому родителю. Будьте уверены: вы с ним рано или поздно справитесь.
Эмоционально-речевые развивающие игры. Эти игры помогают устанавливать эмоциональный контакт, способствуют активизации речи, формируют понятия направления движения, развивают общую моторику. Главное - это сопровождать игру речью и положительными эмоциями.
Игра –знакомство. «Это Я. Узнай меня».
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.
- Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я. Узнай меня». Водящий ребенок (которого поглаживают) должен сказать или хотя показать, кто до него дотронулся.
- Воспитатель помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей.
- Желательно чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.
Игры-подражания.
Цель: развитие речи, творческих способностей малыша.
Очень здорово будет, если в игру удастся привлечь побольше детей. Если все заняты, то в качестве других «партнеров» можно использовать игрушки. К примеру пригласить Мишку и Зайку.
§ Вот в гости приходит персонаж Петушок горластый гребешок: «Как поёт Петя? – «Кукареку!». «А как Петушок зовёт курочек?- «Ко-ко-ко!». -Ваня будет петушком, а все дети – курочки. «Вышли дети на лужок, посмотрели на шесток. Петя – Петя, петушок, покричи ещё разок!» -дети с удовольствием начинают играть, повторяя слова за воспитателем или взрослым.
§ «Как говорит киса?» -«Мяу!», «Что любит кушать – покажите, скажите?» и др.
Консультация для родителей по адаптации детей в ясельной группе
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детском саду.
Что такое адаптация? Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. В процессе приспособления – адаптации – поведение и реакции на многое у ребенка могут резко поменяться: чаще всего меняются:
- эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);
- нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);
- нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
- утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);
- в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).
Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Не беспокойтесь: когда ребенок привыкнет к садику, всё «станет на круги своя».
В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни.
1. 1.Эмоции ребенка. В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, "плача за компанию" до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу.) На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.
2.Контакты со сверстниками и воспитателем. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
3. Познавательная активность. Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его "вылазки" к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
4. Навыки.Под влиянием новых внешних воздействий в первые дни адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время "растерять" навыки самообслуживания. Не волнуйтесь! Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только "вспоминает" забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.
5.Двигательная активность. Некоторые дети становятся "заторможенными", а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
6. Сон. Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что в первые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный
дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
7.Аппетит. В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей, со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита.
8. Здоровье. Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц. Часто случается так, что причина простуд не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в болезнь. Организм начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 2-3 месяца.
Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность:
1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде.
2. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка.
3. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
4. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
5. Дайте в сад небольшую мягкую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
Всем известна необходимость развития мелкой моторики рук у детей, её взаимосвязи с речью. Мелкая моторика – это работа мелких мышц кистей рук. Моторные центры развития речи в коре головного мозга расположены рядом с моторными центрами пальцев. Поэтому, когда мы стимулируем движения пальцев, мы развиваем речь ребёнка. Если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речь у ребёнка развита по возрасту. Поэтому если речевое развитие задерживается, то рекомендуется проводить тренировки движений пальцев рук. В этом помогают пальчиковые игры. Так что же такое пальчиковые игры? Все помнят стишок из детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…». Так учителя проводили физкультминутки на уроках в начальной школе. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо историй, сказок, стихотворений, потешек. Эти игры являются очень важной частью работы по развитию речи и подготовки руки к письму у старших дошкольников, они очень нравятся детям. Смысл этих игр в том, что нервные окончания рук действуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.
Способы игры зависят от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное — занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства. Развивая мелкую моторику рук, мы помогаем ребёнку, если у него есть задержки в развитии речи; готовим руку к письму; тренируем внимание, пространственное мышление.
Такие игры можно проводить с ребёнком каждый день, вот некоторые примеры:
Массаж кистей рук и пальцев с чтением потешек.
Поглаживание и растирание ладоней вверх-вниз; Разминание и растирание каждого пальца вдоль, затем — поперек; растирание пальчиков спиралевидными движениями.
Игры с песком.
Ребенку можно предложить: - рисовать на песке пальчиками; - пересыпать из одной ладошки или емкости в другую; - рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками; - лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками.
Игры с прищепками.
Ребенку можно давать различные задания: - снять прищепки ( «жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку; - подцеплять с помощью прищепок («птичек») различные предметы («червячков»): нитки для вязания, резинки и т. п.; делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.
Консультация для родителей
«Чем занять детей летом?»
Уважаемые родители! Лето — это замечательная пора, когда дети могут наиболее полно проявлять свою активность, исследовать окружающий мир и получать радость от природы. Правильное и разнообразное времяпрепровождение помогает развивать навыки, укреплять здоровье и устраивать увлекательный отдых. Ниже представлены основные идеи и рекомендации, чем занять детей летом.
1. Активные игры на свежем воздухе
- Прогулки в парке, лесу, на пляже;
- Катание на роликах, велосипеде, самокате;
- Подвижные игры;
- Плавание и водные развлечения — отличное укрепляющее здоровье мероприятие.
2. Творческие занятия
- Рисование летом — на природе (мольберт, альбом, краски, глина, мелки);
- Лепка из пластилина или теста;
- Создание поделок из природных материалов: листьев, цветов, камешков;
- Фотосъемка и создание летних альбомов — развивают наблюдательность и фантазию.
3. Игры и занятия на воде
- Игры на пляже: купание, строительство замков из песка;
- Игры с мыльными пузырями;
- Организация мини-спортивных соревнований и эстафет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий